Мысли на кончике пера


Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру


Системы самолёта (продолжение)



     И так, какие же системы есть на современных самолётах:

Ан-2

1. Планер

2. Двигатели

3. Управление

4. Топливная система

5. Гидросистема

6. Шасси

7. Высотная система

8. Система кондиционирования

9. Противообледенительная система

10. Бытовое оборудование

11. Санузлы и система удаления отбросов



Я намеренно не пишу сюда систему электроснабжения, радио, курсовое и пилотажно-навигационное оборудование, потому, что это тема уже совсем другого разговора

   Разберём каждую из вышеперечисленных систем в отдельности.



Планер



    Планер является основной "деталью" современного самолёта, как правило выполнен из дюралюминиевых сплавов с применением композиционных материалов. Состоит из фюзеляжа (корпуса, в большинстве случаев, круглого сечения), крыла и хвостового оперения.
   Фюзеляж, в свою очередь, состоит из носовой, средней и задней частей,(см. рис1) скреплённых между собой призонными болтами посредством стыковых фитингов.



Составные части планера самолётка

Поиск

2



    Разделение фюзеляжа на несколько частей обусловлено производственной необходимостью, для ускорения процесса сборки. Каждая часть производится в отдельном цехе и потом поступает на окончательную сборку в сборочный цех. Зачастую части фюзеляжа могут собираться на разных заводах, а иногда и в разных странах.
На современных пассажирских самолётах фюзеляж собирают по схеме полумонокок. Это значит, что нагрузки,действующие на фюзеляж воспринимаются не только силовым набором (стрингерами и шпангоутами), но и самой обшивкой.
   Шпангоуты являются поперечными элементами силового набора самолёта и распределяются на силовые и нормальные. Силовые шпангоуты ставятся в местах стыковки частей фюзеляжа, в местах крепления частей самолёта, например стыковка фюзеляжа с крылом, с килём, в месте крепления передней стойки шасси, и воспринимают действия сил от этих элементов.(см.рис2).

Усиленные элементы фюзеляжя

    Силовые шпангоуты, это, как правило массивные литые конструкции с выфрезерованными стыковыми узлами и имеют тавровое или двутавровое сечение.
Нормальные шпангоуты имеют, как правило Z-образное сечение и предназначены для поддержания обшивки и заданного обвода фюзеляжа, воспринимают нагрузку от рабочей обшивки.
Cтрингеры являются элементами продольного силового набора, как и шпангоуты, бывают силовыми и нормальными. Силовые стрингеры устанавливают в местах вырезов обшивки под иллюминаторы, люки, двери и имеют П-образное сечение.
Нормальные стрингеры предназначены для поддержания силовой обшивки, воспринимают нагрузку от неё, и имеют полособульбовое сечение(см.рис3).



Профили силового набора планера




   Силовая обшивка говорит сама за себя. Она предназначена для создания аэродинамической формы фюзеляжа и замыкает на себя усилия всех аэродинамических, весовых сил и всех других сил от элементов планера, а также усилий избыточного давления воздуха внутри гермокабины при полёте на высоте(эшелоне).

    Крыло самолёта предназначено для создания аэродинамической силы, обеспечивающей поддержание самолёта в воздухе, а также для размещения в нём запаса топлива, необходимого для полёта самолёта.
Крыло состоит из центральной части(центроплана) , двух средних частей(СЧК) и двух консолей(ОЧК отъёмной части крыла)(см. рис1). Но могут быть всего три части: центроплан и две консоли.
Такое крыло называется крылом кессонного типа, каждый кессон по своей сути является коробчатой конструкцией(см.рис5).

Силовой набор бака кессона

Роль передней и задней стенки каждого кессона, играют соответственно передний и задний лонжероны, по бокам торцевые, силовые нервюры. Сверху и снизу к кессону прикрепляется(приклёпывается) силовая обшивка, представляющая собой толстую дюралюминиевую плиту спрофилированную под верхнюю и нижнюю части аэродинамического профиля. Для доступа к агрегатам, расположенным внутри кессона, одна из панелей обшивки делается съёмной. Крепление её осуществляется на винтах с анкерными(приклёпанными) гайками. Внутри кессона также установлены стрингеры и нервюры, которые воспринимают вместе с рабочей обшивкой как изгибающие усилия(стрингеры), так усилия от скручивания крыла(нервюры), а также совместно с рабочей обшивкой формируют профиль крыла. Лонжероны являются продольным силовым набором крыла в совокупности со стрингерами. Поперечным силовым набором, являются нервюры.
Крепление кессонов с центропланом Схема стыковки крыла с фюзеляжем и между собой осуществляется с помощью стыкового контура силовых нервюр(см.рис5), специальными болтами, вкладываемыми в стыковые гнёзда(cм.рис6). Эти болты имеют тарировочную затяжку, которая контролируется во время эксплуатации на некоторых типах самолётов.

    Горизонтальное и вертикальное оперение служит для стабилизации самолёта в полёте в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Конструктивно стабилизатор и киль ни чем не отличаются от крыла, также имеют кессонную конструкцию, т.е. рабочую обшивку.
Как уже отмечалось выше, на современных самолётах устанавливают переставляемый стабилизатор, для увеличения диапазона центровок на небольших скоростях полёта.При этом стабилизаторы могут крепиться как на фюзеляже, так и на киле(Т-образное оперение)(см.рис7).


Типы хвостового оперения

Последняя компоновка применяется в случае установки двигателей в хвостовой части фюзеляжа.
При этом навеска стабилизатора к фюзеляжу или к килю осуществляется по заднему лонжерону стабилизатора, а крепление переднего лонжерона осуществляется с помощью механизма перестановки стабилизатора. Привод механизма перестановки может быть различным. Есть самолёты с электрическим приводом, а есть с гидравлическим. В обоих случаях привод спаренный, т.е. имеет или два электродвигателя, питающихся от разных шин, или два гидромотора, питающихся от разных гидросистем. Такая дубликация необходима для увеличения надежности в работе системы. Следует отметить, что на любом современном самолёте, для увеличения надёжности и как следствие, безопасности полёта, каждая система сдублирована с параллельной дублирующей системой, работающей или одновременно с основной, или включающейся в работу в случае её отказа. Если нет возможности установить дублирующую или аварийную систему, делают так называемое "кольцевание", т.е. в случае отказа каких-либо агрегатов, источники одной системы работают на потребители другой.

Анекдот в студию!!!

    Двери и люки самолёта предназначены для входа экипажа и пассажиров во внутрь самолёта и выхода из него, для погрузки и разгрузки багажа и грузов, а также для экстренного, аварийного покидания самолёта в случае аварийной ситуации.
Входные двери, конструктивно бывают закрывающимися изнутри и снаружи. У каждой конструкции есть свои преимущества и недостатки
C точки зрения герметизации салона, предпочтительнее, конечно, дверь закрывающаяся изнутри. Избыточное давление воздуха, возникающее в следствии подъёма на высоту при наддуве салона, прижимает дверь к проёму, улучшая герметичности уплотнений. В воздухе, на высоте 6-7тыс.метров, перепад давления составляет около 0.6-0,7кг/см2, при площади двери около 1,5м2, на неё давит давление порядка 9 тонн. Комментарии, как говорится, излишние.
Но у этой конструкции есть и существенный недостаток. В случае аварии, жесткого приземления, существует вероятность заклинивания двери в проёме из-за деформации фюзеляжа от удара о землю. Эвакуация пассажиров и экипажа существенно затрудняется.
Чтобы исключить заклинивание дверей при авариях самолётов, их стали делать закрывающимися снаружи. При ударе о землю такая дверь сама может открыться в из-за деформации фюзеляжа, так как навеска её такова, что при открытии она смещается в бок и вперёд. Вроде бы всё хорошо, но не надо забывать об избыточном давлении при полёте самолёта на высоте. Помните, какая сила давит на дверь. При данной конструкции давление отрывает дверь от фюзеляжа. Чтобы такая дверь была надёжно закрыта и отрывающее её избыточное давление не повлияло на герметичность гермокабины, запоры двери должны иметь достаточно прочности. Конструкция их такова, что при закрытии двери, прижимаются все четыре её стороны, на каждую сторону по 3-4 упора (или штыря на Ту-154). Причём все 12-16 упоров(штырей) управляются одной ручкой имеющей фиксатор ограничивающий её случайное(не преднамеренное) открытие.
Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, добро пожаловать на форум, или в форму обратной связи





Copyright © Владимир Глухов 2010
 Нравился ли этот сайт? 
   всё замечательно
   хороший сайт
   хотелось бы лучше
   сайт, так себе
   плохой сайт
   всё ужасно
Результаты


Комментарии

Комментариев пока нет.

* Обязательные поля
(Не публикуется)
 
Жирный Курсив Подчеркнутый Перечеркнутый Степень Индекс Код PHP Код Кавычки Вставить линию Вставить маркированный список Вставить нумерованный список Вставить ссылку Вставить e-mail Вставить изображение Вставить видео
 
Улыбка Печаль Удивление Смех Злость Язык Возмущение Ухмылка Подмигнуть Испуг Круто Скука Смущение Несерьёзно Шокирован
 
1000
Напишите цифрами четыреста семьдесят два.
 
(введите ответ)
Captcha
Refresh
 
Введите код:
 
Уведомлять о новых коментариях по почте.
 
Запомнить информацию введенную в поля формы.
 
Я прочитал(а) и понял(а) соглашение о политике конфиденциальности. *
 
Я прочитал(а) и согласен(а) с  привилами и условиями. *
 
 
Русифицированная версия скрипта Commentics
Besucherzahler ukraine women for marriage
счетчик посещений
Яндекс цитирования Счетчик тИЦ и PR Яндекс.Метрика