Системы самолёта
Уважаемые читатели, на этой странице, я начинаю новую главу раздела "Это интересно". В прошлых статьях мы разобрали с Вами аэродинамику, системы управления, центровку самолёта и вертолёта, рассмотрели принцип действия газотурбинного двигателя (кстати, тема описания работы ГТД будет продолжена).
В этой главе будут описаны системы самолёта, их назначение и работа. Причём, здесь не будет привязки к какому-то одному типу самолёта, будут рассмотрены общие принципы. Для начала разберём даже не систему, а отдельное приспособление, которое стало устанавливаться на современные самолёты сравнительно недавно, позволяющее значительно увеличить лётные характеристики самолётов.
Речь пойдёт о загнутых законцовках крыла "винглетах" современных летательных аппаратов (см.рис1). Для чего это делается? Уверяю Вас, не для красоты, хотя выглядит, конечно, эффектно.
Как Вы уже знаете, при полёте самолёта на нижней и верхней поверхности крыла действует различное аэродинамическое давление воздуха, из-за разницы которого самолёт и держится в воздухе. На конце крыла происходит перетекание воздуха из зоны повышенного давления в зону пониженного. В этом месте происходят два очень вредных явления.
Во-первых снижается несущая способность крыла (меньшее давление давит снизу) и
во-вторых по концам крыла образуются два мощных воздушных вихря. Последствия этого явления видно на рис2.
Эти вихри организуют так-называемое индуктивное сопротивление, интенсивность которого тем выше, чем меньше удлинение крыла(отношение размаха к САХ), чем больше удлинение крала, тем меньше отрицательный эффект от вихрей. Чтобы было понятней объясню на пальцах. Отрицательный эффект от вихрей наклоняет вектор подъёмной силы в сторону, противоположную полёту и горизонтальная составляющая подъёмной силы тянет самолёт назад(см.рис3).
Как было сказано чуть выше, интенсивность вихря зависит от удлинения крыла, крыло с бесконечным удлинением сводит на "нет" индуктивное сопротивление, но крыльев с бесконечным удлинением не существует, а вот приблизить реальное крыло к идеалу можно. Для этого и стали на концах крыла устанавливать подобные приспособления(см. рис1), которые создают эффект крыла бесконечного удлинения, уменьшая интенсивность перетекания воздуха с нижней поверхности на верхнюю.
Кроме загнутых концов крыла, на самолётах также устанавливаются "концевые шайбы"(см.рис4), а иногда устанавливают и топливный бак, который помимо уменьшения индуктивного сопротивления, ещё и разгружает силовую схему крыла. Все эти приспособления, конечно, увеличивают вес конструкции, но в авиации, как и в жизни, из двух зол выбирают наименьшее, это вечная борьба за золотую середину.
Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, добро пожаловать на форум, или в форму обратной связи
(Продолжение следует)
Информационное агентство ... на www.newsfiber.com
Copyright © Владимир Глухов 2010