Мысли на кончике пера


Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру



Противообледенительная система самолёта(ПОС)


Ил-18


     Выполняя полёты в условиях отрицательных температур и повышенной влажности, самолёты подвергаются интенсивному обледенению. Особенно сильно одледеневают лобовые части самолёта: носовой кок, передняя кромка крыла, стабилизатора, киля, передняя часть стоек шасси. Отложившаяся т.о. наледь существенным образом влияет на аэродинамику самолёта. Особенно опасно обледенение передних кромок крыла и стабилизатора, т.к. отложившийся лёд меняет контур профиля крыла, а соответственно и его обтекание. Центр давления может смещаться назад или вперёд, что может привести к изменению центровки. При этом может измениться подъёмная сила крыла, уменьшиться критический угол атаки. Наледь, отложившаяся на передней кромке воздухозаборников двигателей может привести к нерасчётному уменишению расхода воздуха в двигатель, что приводит к помпажу. Оторвавшийся с носка воздухозаборника лёд, может повредить лопатки компрессора и полностью вывести двигатель из строя.
Для предотвращения негативных последствий обледенения на самолётах устанавливается противообледенительная система(ПОС). Принцип действия ПОС может бить различным. Наибольшее распространение получила воздушно-тепловая и электрическая схемы. В военной авиации часто применяется жидкостная ПОС. Разберём каждую в отдельности.

Воздушно-тепловая ПОС

     Горячий воздух на нужды ПОС отбирается от стредних и последних ступеней компрессора высокого давления. Переключение ступеней отбора происходит автоматически, в зависимости от режима работы двигателя. На повышенных режимах воздух отбирается от средних ступеней, а на пониженных от последних. Далее через систему трубопроводов, и электроприводных заслонок(3) горячий воздух поступает в носки крыла, киля и стабилизатора(см. рис1).

Схема тепловой противообледенительной системы

Рис.1

Где: 1. секции предкрылка    2. телескопический трубопровод    3. заслонки отбора воздуха на ПОС    4. воздушный короб    5. телескопическое соединение.
На рисунке 1 представлено сразу два варианта обогрева носка крыла, левая плоскость это обогрев носка без предкрылка, а правая плоскость это обогрев выдвижного предкрылка. Воздух к предкрылку подаётся через специальное телескопическое соединение(2), позволяющее обогревать его в любом положении. Обогрев переставного стабилизатора так же производится при помощи телескопического устройства.
Специально профилированные, гофрированные каналы носка крыла(см. рис2) позволяют максимально эффективно отбирать тепло у проходящего по ним горячего воздуха и нагревать т.о. переднюю, носовую часть профиля.

Схема ПОС в крыле самолёта

Рис.2

Где: 1. Обшивка крыла (носка)    2. Профилированный(гофрированный) профиль    3. Диафрагма    4. Воздушный короб    5. Труба подачи воздуха в носок    6. Передний лонжерон.
На варианте (А) показана схема прохождения воздуха в носке без предкрылка, воздух в короб (6) поступает через специальный переходник (7) в корне крыла. На варианте (Б) показана схеме обогрева предкрылка. В результате крыло имеет сто процентную защиту от льдообразования. Выход воздуха, отдавшего своё тепло, осуществляется или по каналам в нижней, носовой части профиля по всему размаху крыла, или через щели законцовки у концевой нервюры. Горячий воздух так же подаётся на внутреннюю поверхность лобовых стёкол кабины экипажа, которые имеют к тому же ещё и электрический обогрев, вот мы и перешли к следующей системе ПОС.

Электрическая ПОС

     Как уже было сказано чуть выше, электрическая ПОС применяется для обогрева стёкол фонаря кабины экипажа. Все электрообогреваемые стёкла имеют многослойную структуру, т.е. состоят из двух или нескольких слоёв стекла. В основном это применяется в интересах прочности стекла, а отсюда и его надёжности. В электрообогреваемых стёклах между слоями стекла прокладывается специальный электропроводящий слой, к которому через специальные клемы подводится напряжение. Обогрев таких стёкол имеет два режима "Слабо" и "Сильно". Режим "Слабо" включается на земле, при рулении самолёта. Режим "Сильно" включается только в воздухе при интенсивном обледенении стёкол в полёте. На земле режим "Сильно" не используется из-за очень интенсивного нагрева.
Кроме лобовых стёкол, электрическая ПОС используется, на некоторых самолётах, для обогрева носка стабилизатора, например на Ту-134. При этом электрообогреваемые элементы имеют несколько секций. Подача напряжения на эти секции осуществляется циклически, т.е. не на все сразу, а по две расположенные симметрично относительно оси самолёта. Это сделано из условия понижения токов проходящик по секциям.
Электрический обогрев имеют также датчики приема полного давления(ППД) воздуха, которые расположены в районе кабины экипажа. Обледенение этих датчиков может привести к искажению показаний приборов высоты и скорости полёта или полному их отказу. Обогрев этих датчиков так же имеет два режима "Слабо" и "Сильно". Включение этих режимов аналогично включению режимов обогрева стёкол.
Электрообогреваемые пластины на лопостях винта На с турбовинтовыми двигателями электрическая ПОС применяется так же для обогрева комлей лопастей винтов. Обогревается, как правило, передняя кромка, на неё приклеиваются специальные термопластины. Эти пластины хорошо видны на фотографии справа, напряжение на них подаётся через специальное устройство скользящих контактов, расположенное под коком винта.


Жидкостная ПОС

    Жидкостная ПОС используется в основном на военных самолётах. Защита от обледенения заключается в основном в разбрызгивании спирта по носовой кромке крыла, киля и стабилизатора. Так как температура замерзания спирта намного ниже, чем у воды, то ледяная корка на обработанной поверхности не образуется.
В конце отмечу, что включение ПОС может осуществляться, как автоматически, от датчиков обледенения, так и вручную, экипажем, при подлёте самолёта к зоне интенсивного обледенения, это полёты при температуре окружающей среды около 0гр с интенсивным выпадением осадков, тумане, при вхождении в облачность.

Вот и всё о системе противообледенения, по всем вопросам, обращайтесь на форум, или в форму обратной связи.

Поиск

2



Анекдот в студию!!!









Copyright © Владимир Глухов 2010
 Нравился ли этот сайт? 
   всё замечательно
   хороший сайт
   хотелось бы лучше
   сайт, так себе
   плохой сайт
   всё ужасно
Результаты


Комментарии

Комментариев пока нет.

* Обязательные поля
(Не публикуется)
 
Жирный Курсив Подчеркнутый Перечеркнутый Степень Индекс Код PHP Код Кавычки Вставить линию Вставить маркированный список Вставить нумерованный список Вставить ссылку Вставить e-mail Вставить изображение Вставить видео
 
Улыбка Печаль Удивление Смех Злость Язык Возмущение Ухмылка Подмигнуть Испуг Круто Скука Смущение Несерьёзно Шокирован
 
1000
Какое слово выделено жирным шрифтом?
 
(введите ответ)
Captcha
Refresh
 
Введите код:
 
Уведомлять о новых коментариях по почте.
 
Запомнить информацию введенную в поля формы.
 
Я прочитал(а) и понял(а) соглашение о политике конфиденциальности. *
 
Я прочитал(а) и согласен(а) с  привилами и условиями. *
 
 
Русифицированная версия скрипта Commentics
Besucherzahler ukraine women for marriage
счетчик посещений
Яндекс цитирования PRCY.ru Яндекс.Метрика